Человек может потреблять на 60 % больше природных ресурсов к 2060 году: Доклад ООН

Человек может потреблять на 60 % больше природных ресурсов к 2060 году: Доклад ООН

В докладе Программы ООН по окружающей среде “Глобальная перспектива ресурсов” – главном докладе Международной группы экспертов ООН по ресурсам, который должен быть опубликован в конце этого месяца, – говорится о том, что к 2060 году потребление природных ресурсов в мире вырастет на 60 процентов.

Потребление сырья в мире уже сейчас в четыре раза превышает уровень 1970 года, и его дальнейшее увеличение может привести к катастрофическим последствиям для окружающей среды и климата, говорится в анализе.

Этот рост, вызванный урбанизацией, индустриализацией и увеличением численности населения, является причиной 90 процентов потерь биоразнообразия суши и дефицита воды по всему миру, 60 процентов последствий глобального потепления и 40 процентов последствий загрязнения воздуха, сообщает The Guardian.

“Уже сейчас техносфера – совокупность созданных человеком продуктов, от аэропортов до рам Циммера – тяжелее биосферы. Начиная с 2020-х годов вес расширенного тела человечества – бетонных оболочек, в которых мы укрываемся, и металлических крыльев, на которых мы летаем, – превысит вес всего живого на Земле. Производство такого количества вещей является одним из основных факторов глобального потепления и закисления океана, а также стремительно ускоряющегося вымирания растений и животных”, – пишет в The Conversation Гарет Дейл, заместитель заведующего кафедрой социальных и политических наук Лондонского университета Брунеля.

Добыча природных ресурсов, используемых для производства таких материалов, как бетон и металл, выводит экосистемы Земли из равновесия. Большие участки земли отводятся под транспорт и добычу полезных ископаемых, связанных с горнодобывающей промышленностью, потребление энергии которой с 1970-х годов увеличилось в три раза.

Поскольку спрос на материалы продолжает расти, требуется все больше энергии для добычи на все более глубоких и удаленных участках.

“Будет вырыто еще больше пластов и сдвинуто еще больше гор, чтобы принести блестящие состояния некоторым, в то время как многие регионы, прежде всего в развивающихся странах, превратятся в зоны жертв”, – пишет Дейл. “Критически важные” и “стратегические” сырьевые материалы – это те, которые подвержены риску поставок либо из-за их нехватки, либо из-за их географической концентрации, и которые нужны крупным державам для их военных секторов и для конкурентного преимущества в технологических отраслях. В настоящее время гонка за критически важными минералами носит геополитический характер: каждая крупная держава хочет обеспечить поставки в страны-союзники”.

Критически важное сырье необходимо и для перехода на возобновляемые источники энергии. Для ветряной турбины требуется в девять раз больше минералов, чем для средней газовой электростанции, а для типичного электромобиля – в шесть-десять раз больше, чем для автомобилей, работающих на ископаемом топливе, говорится в докладе ООН.

Однако это не означает, что экономика, основанная на возобновляемых источниках энергии, использует больше материалов, чем экономика, основанная на ископаемом топливе, говорит Дейл.

“Потребление энергии, связанное со спросом на минеральное сырье для технологий энергетического перехода, меньше, чем потребление минерального сырья для остальной экономики”, – пишет Дейл в журнале The Conversation. “Тем не менее, спрос на полезные ископаемые, связанный с энергетическим переходом, стимулирует бум горнодобывающей промышленности в таких секторах, как медь и литий. Горнодобывающая промышленность должна измениться, чтобы уменьшить свое воздействие на окружающую среду”.

Дейл считает, что можно увеличить объемы извлечения отработанных минералов и перерабатывать бытовые электронные отходы.

“Однако на практике использование вторичных материалов по сравнению с вновь добываемыми снижается”, – пишет Дейл. Коэффициент извлечения минералов при переработке остается низким”. Другое исследование ООН, посвященное 60 металлам, показало, что коэффициент утилизации большинства из них составляет менее одного процента”.

Дейл добавил, что при нынешней экономической системе добыча полезных ископаемых проще и дешевле, чем добыча в городах, поскольку она предполагает покупку дешевой земли, часто в развивающихся странах.

“Эта земля вскапывается, измельчается и перерабатывается в простом потоке, который поддается капиталоемким операциям. Городская добыча, напротив, часто требует больших трудозатрат и сложного государственного регулирования потоков отходов”, – пишет Дейл. Таким образом, выброс на рынок большего количества материалов снижает цены, что ускоряет экономический рост, повышает потребление энергии и увеличивает вред, наносимый окружающей среде”. Короче говоря, в городской добыче или замкнутой экономике нет ничего “зеленого” по своей сути”.

Дейл объяснил, что интерес к стратегиям “деградации” растет.

“По мере того как масштабы экологического кризиса становятся все более пугающими, даже умеренные голоса – не сторонники деградации – признают, что некоторые отрасли, такие как судоходство и авиация, должны быть сокращены практически до нуля в течение следующих 20 или 30 лет”, – сказал Дейл.
По мнению Джейсона Хикеля – сторонника деградации и автора книги “Меньше – значит больше: How Degrowth Will Save the World”, потребительские и производственные сферы, способствующие образованию отходов, должны смениться на те, которые способствуют переходу к экологичным технологиям.

“Заводы, выпускающие внедорожники, могли бы вместо этого производить солнечные батареи”, – сказал Хикель. “Инженеры, которые сейчас разрабатывают частные самолеты, могли бы вместо этого работать над созданием более эффективных поездов и ветряных турбин”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика