Как давно мы знаем об изменении климата

Climate Change

Один из самых больших мифов о науке о климате – миф, который сознательно поддерживался на протяжении десятилетий, – заключается в том, что мы просто еще не знаем так много.

Эта область все еще находится в зачаточном состоянии, утверждают люди, и для того, чтобы прийти к консенсусу, необходимо еще многое узнать. В конце концов, разве ученые не постоянно меняют свое мнение? Всего несколько десятилетий назад они предсказывали ледниковый период, а не глобальное потепление!

Даже те из нас, кто согласен с научным консенсусом о том, что климат меняется и в этом виноват человек, могут с трудом назвать год, когда климатология действительно началась. Наверняка до 1990 года, когда была опубликована первая оценка Межправительственной группы экспертов по изменению климата? Может быть, в 1988 году, когда Джим Хансен давал показания Конгрессу? Или в 1981 году, когда он опубликовал свою первую работу о парниковом эффекте следовых газов?

Хорошие предположения, но все они неверны. Климатология насчитывает почти 200 лет. Именно так: Ученые изучают нашу планету уже столько лет.

Более 150 лет мы знаем, что при добыче угля и сжигании ископаемого топлива образуются газы, улавливающие тепло. Более 120 лет мы можем точно подсчитать, насколько сильно потеплеет Земля, если искусственно повысить уровень углекислого газа в атмосфере. И вот уже более 50 лет прошло с тех пор, как Консультативный совет при президенте США по науке и технике официально предупредил президента США Линдона Б. Джонсона о том, что повышение уровня углекислого газа в атмосфере “почти наверняка вызовет значительные изменения” и “может быть пагубным с точки зрения человека”.

Все началось в 1820-х годах, когда французский математик Жозеф Фурье понял, что для того, чтобы Земля находилась в равновесии с энергией, которую она ежедневно получает от Солнца, она должна быть намного холоднее, чем есть на самом деле: примерно на 33 градуса Цельсия или почти на 60 градусов по Фаренгейту. По сути, это должен быть шар из замерзшего льда. Но это не так.

Иными словами, если бы в атмосфере было больше углекислого газа, то он задерживал бы больше тепла, и Земля была бы теплее.

Однако все это имеет отношение к естественной атмосфере планеты. Как давно мы знаем, что человек может влиять на климат? В Англии ученый и профессор Королевского института Джон Тиндалл примерно в то же время задавался подобными вопросами.

Джон Тиндалл (1820 - 1893)
Джон Тиндалл (1820 – 1893)

Благодаря своей строгой научной подготовке и доступу к самой современной лаборатории Джон заложил основы нашего современного понимания того, как молекулы поглощают и испускают излучение. Он также установил связь между деятельностью человека и газами, разрушающими тепло.

Добывая и сжигая уголь, нефть и природный газ, мы выбрасываем в атмосферу дополнительный углерод. И это толстое одеяло задерживает больше тепла, делая планету теплее. Насколько теплее? В 1890-х годах шведский химик по имени Сванте Аррениус решил вручную рассчитать самую первую климатическую модель. Ему потребовалось два года, чтобы выяснить, насколько потеплеет мир, если люди удвоят или утроят количество углерода в атмосфере: и его цифры оказались удивительно близки к тем, которые самые последние модели глобального климата, созданные на мощных суперкомпьютерах, показывают и сегодня.

Но погодите-ка. Мы знаем, что климат менялся в прошлом, когда людей еще не было. Откуда нам знать, что планета не просто продолжает нагреваться после последнего ледникового периода?

Во время Первой мировой войны сербскому специалисту по бетону Милутину Миланковичу сказали, что он может продолжать учебу, если только сосредоточится на чем-то, не имеющем никакого отношения к военным действиям. И он подумал: а почему бы мне не выяснить, почему в прошлом были ледниковые периоды?

Так он и сделал. Он обнаружил, что ледниковые периоды и теплые межледниковые периоды, в которых мы сейчас находимся, начинаются из-за изменений формы орбиты Земли вокруг Солнца и наклона оси вращения. Со временем эти циклы заставляют великие континентальные ледяные щиты расширяться и отступать.

Так объясняет ли это то, что происходит сейчас? Нет, потому что пик потепления после последнего ледникового периода пришелся на период от четырех до восьми тысяч лет назад. Сегодня, согласно природным циклам, мы должны постепенно и медленно остывать, готовясь к следующему ледниковому периоду. Но благодаря всему углю, нефти и газу, которые мы сожгли со времен промышленной революции, это уже не следующее событие в нашем геологическом календаре. Вместо этого мы вступаем на неизвестную территорию – неизвестную со времен динозавров, когда не было никаких ледяных щитов, когда уровень моря был более чем на 300 футов выше, чем сегодня, и когда земля, на которой сейчас живет треть людей на нашей планете, была бы под водой.

Да, бывало и теплее, и холоднее. Но человеческая цивилизация не создана для того, чтобы справляться с изменениями, которые мы производим с этой планетой, единственной, которая у нас есть. Вот почему нас волнует изменение климата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика